На главную   |   Карта сайта   |   Обратная связь   |   Сайт ОП "Энергосбыт" (Оплата электроэнергии)

Новости / РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЖКХ. ВЗГЛЯД НЕСТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства напрямую затрагивает интересы практически все социальные слои и бизнес-структуры нашего общества. Поэтому реформа ЖКХ и изменения законов, регулирующих эту отрасль, касаются и потребителей коммунальных ресурсов, и их поставщиков. Свою точку зрения на причины несрабатывания некоторых законодательных аспектов высказал генеральный директор ОАО «Сахалинэнерго» Игорь Бутовский.

А как у них?
Этим вопросом традиционно задаются россияне, сталкиваясь с каким-либо новшеством, которое заметно меняет привычный ход жизни. Обращение к опыту зарубежных стран, идущих по пути цивилизованного развития, действительно бывает достаточно полезным. Хотя бы для того, чтобы понять: то новое, которое многих пугает и не вызывает доверия, уже опробовано и позволило, например, странам Европы достичь соответствующего уровня жизни.
Так, в нашей стране проблема энергосбережения была озвучена на уровне правительственных решений не так давно. А как у них? А у них – в развитых странах, потребляющих большое количество энергоресурсов – начиная с 1970-х годов, реализуются программы по снижению энергозатрат. И реализовывать эти программы заставляет не закон и надзорные органы (прокуратура), а достаточно большая стоимость энергоресурса, плюс разумные меры стимулирования экономии.
В европейских странах каждый дом, каждая квартира снабжены полным набором приборов учета всех коммунальных ресурсов. Рядовой европейский потребитель считает нормальным положение вещей, что именно он контролирует расход ресурсов внутри дома, что оплачиваться должны все ресурсы, в этот дом поступившие. И здесь действительно системы учета становятся реальным инструментом превращения экономии ресурсов в экономию средств на их оплату. Конечно, ни общедомовый, ни индивидуальный счетчик сам по себе не является прибором экономии. Но надо четко понимать, что  без них любые меры по снижению потребления энергоресурсов будут бессмысленны. Только основываясь на их показаниях, можно составить реальную картину расхода энергоресурса, в том числе электроэнергии.
Фиксируя каждый киловатт, мы начинаем задумываться, как снизить эти показатели, перестаем бездумно расходовать ресурсы. Кроме того, прибор учета фиксирует их реально потребленный объем, а значит, начинает работать широко транслируемый во многих странах Европы принцип: сколько потребил, за столько и заплатил.
Почему же за рубежом система учета расхода энергоресурсов внутри многоквартирного дома работает, а в России установка приборов учета (за редким исключением) становится только причиной роста платежей, социальной напряженности и открытых конфликтов? Может потому, что в нашей стране, к сожалению, на протяжении долгих лет сформировались определенные стереотипы об энергоресурсах, и не только – «у нас всего много и оно никогда не закончится», «общее, значит, ничьё», «у государства своровать не грех». Именно отсюда, наверное, отторжение гражданами попытки повернуть страну на путь экономии энергоресурсов, рационального, европейского отношения к ним.
Но это не главное. Главное в том, что установка общедомовых приборов учета (ОДПУ) электроэнергии приводит к росту начислений, вместо их снижения. Значит, система оплаты, существовавшая ранее, не учитывала всего объема ресурса, реально потреблявшегося в многоквартирных домах. Мы не привыкли и не хотим экономить. Этому способствуют отсутствие приборов учета, низкая стоимость ресурса (за счет датирования и перекрестного субсидирования), низкие нормативы.
Широкая на данный момент практика установки общедомовых приборов учета электроэнергии позволяет выделить ряд этапов, неизбежно сопровождающих внедрение нового порядка расчетов:
1. Установка ОДПУ.
2. Выставление реального расхода электроэнергии гражданам с выделением ОДН в диапазоне 15 – 50% от индивидуального потребления.
3. Жалобы граждан с требованием провести проверку причин такого высокого ОДН.
4. Проведение проверок, в подавляющем большинстве случаев заканчивающихся выводом о том, что «всё правильно».
5. Разъяснительная работа специалистов ОП «Энергосбыт» о причинах высокого уровня ОДН. Предложение выполнить ряд мероприятий по его снижению.
6. Плавное снижение ОДН при одновременном росте индивидуального электропотребления на протяжении 3 – 4 месяцев.
7. В большинстве случаев – снижение ОДН до разумных 5% даже без проведения технических мероприятий.
Седьмой этап, к сожалению, наступает не всегда. По наблюдениям специалистов нашей компании, он не характерен для домов с засильем асоциальных элементов; или в домах, жители которых смирились с высоким ОДН; или в домах, жители которых борьбе с воровством ресурса внутри дома предпочитают борьбу за право бесконтрольно (безучетно) и бесплатно его потреблять.
Реформа ЖКХ в целом и федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении», вводящий понятие ОДН, в частности – это законы «на вырост». Закон для многих неудобный, заставляющий самих граждан принимать ряд активных действий по самоорганизации и организации системы предоставления коммунальных услуг. Закон, требующий определенных усилий со стороны самих граждан. Закон, который наряду с предоставлением прав, вменяет ряд обязанностей, требует их неукоснительного исполнения. Именно обязанность оплачивать ОДН не позволяет ни гражданам, ни чиновникам сделать вид, что реформа ЖКХ завершена.
Позволю себе выразить мнение, созвучное точке зрения многих профессионалов в электроэнергетической отрасли, о том, что если положение об обязательной оплате ОДН будет отменено или серией поправок к действующему закону будет низведено к абсурду, то разница между тем, «как у них» и «как у нас», только увеличится. Тогда строки классика о том, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»  вновь вызовут горькую усмешку.
 
Как собственники отреагировали на полученные вместе с правами обязанности, и почему проблема энерговоровства в жилом фонде остается не решенной?

Получив право на собственность, жильцы многоквартирных домов во многом неожиданно для себя обрели в нагрузку и ряд обязательств по совместному содержанию общедомового имущества. Нежелание нести ответственность, отсутствие практических навыков и элементарных юридических знаний у большинства граждан в этом вопросе порождают волну негатива. Возникает у собственников ряд вопросов. Почему именно жители должны «напрягаться» и работать с управляющими компаниями (УК), искать хищения электроэнергии в доме, разбираться в особенностях формирования платы за поставленный ресурс и коммунальную услугу? И как бы сам собой возникает ответ: пусть энергетики сами решают свои проблемы, ищут хищения, устраняют потери. Давайте разберемся: хищения энергоресурса внутри многоквартирных домов – это проблема энергетиков или все-таки собственников? И кто должен заниматься ее решением?
Начнем с того, что «Сахалинэнерго» никогда не исключало из своих задач борьбу с хищениями электроэнергии. На протяжении последних 10 лет благодаря планомерной, ежедневной работе  именно специалистов компании потери от энерговоровства снижены с 652 млн. рублей (22,08% от общего объема ресурса, отпускаемого в электрическую сеть) до 223 млн. рублей (4,9%) в год. Добиться этого удалось после реализации программы по сокращению потерь. Она включила в себя, в том числе, замену приборов учета и обычных алюминиевых проводов на самонесущие изолированные, внедрение Автоматической системы контроля и учета электроэнергии в районах малоэтажной застройки.
Как же добиться аналогичного результата в многоквартирных домах, как исключить энерговоровство? Для этого, в первую очередь, необходимо привести в порядок общедомовые сети, неудовлетворительное состояние которых предоставляет массу возможностей для желающих бесплатного пользования электроэнергией. Чтобы провести полную реконструкцию, по оценкам специалистов, на один дом необходимы затраты в размере примерно 300 – 500 тыс. рублей. Кто будет их нести? В тарифе «Сахалинэнерго» такие траты не предусмотрены. Где же брать деньги? На мой взгляд, ответ лежит на поверхности. Собственники платят своим УК за содержание дома и его капитальный ремонт. Именно поэтому граждане вправе на общем собрании принимать решения, на какие цели следует направить собранные по этим статьям средства. И если в доме высокий уровень расхода электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН), а причиной тому – состояние электросетей, то логичнее потратить деньги не на покраску стен в подъездах, а хотя бы на элементарный ремонт электропроводки. Если управляющая компания в этом вопросе не идет навстречу собственникам, граждане имеют право обратиться в прокуратуру и суд с соответствующим заявлением. На Сахалине уже есть примеры, когда решением суда УК обязали устранить все нарушения по содержанию сетей, неудовлетворительное состояние которых явилось первопричиной роста общедомового расхода электроэнергии.
По сути возможно и другое решение – ввести в тариф «Сахалинэнерго» дополнительные затраты на решение проблем в домах с высоким ОДН и распределить эти затраты на всех потребителей без исключения: есть ли в их доме данная проблема или ее нет. А далее – требовать наведения порядка в электросетях многоквартирных домов от ресурсоснабжающей организации. Но тогда нарушится один из основных принципов реформы ЖКХ. Собственники будут устранены от управления домом, они потеряют право голоса при решении очень важного вопроса: какая проблема на данный момент наиболее актуальна именно для их дома, на какие цели УК может направить средства, чтобы ее решить.
Теперь об энерговоровстве. Несмотря на тот факт, что на практике, кроме энергетиков, никто почти этим вопросом не озадачивается, «крайними» в отсутствии результата граждане выставляют именно их. При этом борьба «Сахалинэнерго» с энерговоровством в многоквартирном доме выглядит порой, как противостояние оккупантов и партизан-подпольщиков. Все жители – единым фронтом выступают против монополиста. Жильцы либо воруют («энергетики не обеднеют»), либо препятствуют поиску хищений («что же я на соседа стучать должен?»). Энерговор нередко - «молодец, обманул монополиста». Для них похищенный киловатт – это почетный трофей, добытый на войне, и – повод для гордости. Вряд ли в такой ситуации энергетики в состоянии прекратить процесс энерговоровства. Другое дело, когда граждане приходят к пониманию, что энерговоры бьют вовсе не по карману «Сахалинэнерго», а самым наглым образом запускают руку непосредственно к ним в кошелек. В такой ситуации в доме может быть только два лагеря: те, кто воруют и не имеют совести, а также те, кто не хочет платить за тех, кто ворует. Согласитесь, такое противостояние приведет к более эффективным результатам, ведь отстаиваются свои интересы, а не интересы энергокомпании.
Но и здесь никто не обязывает собственников стать исполнителями в процессе борьбы с хищениями электроэнергии. «Сахалинэнерго» в этом вопросе всегда предлагало гражданам выступать инициаторами. Инициатива может проявляться в письменном обращении в УК и правоохранительные органы. Поскольку в обязанности первых законодательством вменяется контроль за содержанием общедомовых сетей, в том числе и электрических, а также предупреждение, выявление и пресечение фактов энерговоровства. В компетенции вторых – выявление правонарушений, коим и является хищение электроэнергии, и привлечение виновных в нем лиц к ответственности.
Теоретически данное нарушение преследуется законом в соответствии со ст. 165 УК РФ, которая предусматривает штраф, исправительные работы, а также лишение свободы сроком до двух лет. Практически в Сахалинской области работа по привлечению к ответственности лиц, виновных в хищениях электроэнергии, ведется малоэффективно. К уголовной ответственности за энерговоровство привлечен только один гражданин. Также данное нарушение преследуется в соответствии со ст.7.19  КоАП. Наказание подразумевает наложение административного штрафа. В прошлом году к административной ответственности привлечено около 400 энерговоров. Излишний либерализм законодателя в отношении ответственности за хищения электроэнергии, слабость рычагов воздействия правоохранительных структур – всё это порождает уверенность правонарушителей в безнаказанности, а значит, препятствует решению проблемы энерговоровства.
Однако, как говорится, капля камень точит. И если мы – и собственники, и энергетики, и коммунальники, и правоохранительные органы – махнем рукой на проблему хищений электроэнергии, перестанем бороться с энерговорами, то ситуация только усугубится. Думаю, не стоит продолжать игру в пинг-понг, перекидывая друг другу вместо мячика обязанность по искоренению энерговоровства. Следует каждому на своем месте и при этом сообща заняться проблемой, которая вредит всем без исключения.
 
Шаг вперед, два назад
Создать максимально благоприятные условия для реализации государственной политики в области сбережения энергоресурсов был призван закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении». Однако на практике его реализация сопряжена со множеством препятствий. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция отказа на государственном уровне от ряда требований, которые были изначально прописаны в законе. А, как известно, подобные метания законодателя гораздо более вредоносны, нежели простое неисполнение закона: невозможно добиться цели (причем правильной, логически и экономически обоснованной), продвигаясь по принципу «шаг вперед, два назад».
Если говорить об исполнении закона в жилом секторе, то основным препятствием, на взгляд ряда экспертов, является желание большинства потребителей коммунальных услуг оплачивать их по минимуму, но получать - по максимуму и, естественно, высокого качества, при этом желательно по европейским стандартам. Однако в западных странах участие в управлении многоквартирным домом воспринимается собственниками квартир как преимущество, а не бремя. Создание всевозможных объединений собственников жилья – для них естественный процесс. А в ряде стран – Норвегии, Дании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Венгрии, Чехии – является обязательным по законодательству. Начинает «просыпаться» народ в соседних регионах Дальнего Востока, где собственники практически берут управление домами в свои руки, создавая домовые комитеты и советы дома. У нас же активных граждан среди собственников, понимающих, что время не стоит на месте, оно диктует нам новые правила, – на данный момент буквально единицы. И, к сожалению, их зажимает не только более пассивное большинство.
Казалось бы, те, кто понимает, что экономия ресурса – важна, начинать ее – необходимо, кто на практике внедряет требования закона «Об энергосбережении», именно они должны получать своеобразные преференции от государства. Что же сейчас происходит на самом деле? Те, кто установил индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов, оказывается в более проигрышном варианте по сравнению с тем, кто игнорировал требования законодательства. Граждане, не имеющие квартирных счетчиков, платят за коммунальные ресурсы по нормативу, в который уже входит оплата их расхода на ОДН. При этом нормативы в нашей области не то, что не стимулируют граждан к установке приборов учета, они скорее «требуют» их уничтожения – настолько не соответствуют они реальным объемам потребления. Объяснить при таком раскладе необходимость обязательной установки приборов учета достаточно сложно.
Не успели граждане привыкнуть к ответственности за передачу показаний индивидуальных счетчиков, как на правительственном уровне заговорили о том, что потребителей предполагается вновь освободить от обязанности ежемесячно предоставлять исполнителю коммунальных услуг информацию о показаниях индивидуальных приборов учета.
Меняющиеся требования по отношению к такому важному закону вряд ли способны помочь выстроить в стране единую политику. Подобные действия, скорей всего, на руку именно тому большинству, которое ничего не хочет менять. Не хотелось бы, чтобы в глупом положении оказались сознательные граждане. Чтобы не допустить такого, следует, наверное, раз и навсегда установить четкую политическую линию на уровне государства в отношении данного закона. При этом такую, которая помогла бы выйти все-таки на новый уровень развития и ЖКХ, и экономики в целом, а не отправила бы нас вновь на десятки лет назад.

 


21.05.2013